Муниципальное образование
«Город Кирово-Чепецк» Кировской области

История

Город Кирово-Чепецк был основан в 1935 году как поселок строителей Кирово-Чепецкой ТЭЦ - таким было прежнее название Кировской ТЭЦ-3, долгие годы являвшейся самой мощной электростанцией Кировской области. Выросший из населенного пункта при строительстве этой электростанции рабочий поселок, а в последствии - город Кирово-Чепецк, своим составным именем всецело обязан ее прежнему, довоенному названию. Сооружение Кирово-Чепецкой ТЭЦ началось в 1935 году со строительства жилого поселка. К планировке площадки под корпуса самой электростанции приступили только в 1940 году. Свой самый первый официальный статус - рабочий поселок населенный пункт при строительстве Кирово-Чепецкой ТЭЦ получил во время войны - 13 марта 1942 года, а через 20 лет, 28 марта 1955 года, рабочий посёлок Кирово-Чепецкий был преобразован в город. К этому времени его судьба была уже тесно связана с бурно развивающимся химзаводом, ставшим градообразующим предприятием Кирово-Чепецка.

Расположен Кирово-Чепецк почти в самом центре Кировской области, к юго-востоку от ее столицы - города Кирова, расстояние до которого в связи с территориальным ростом последнего сократилось уже примерно вдвое, против прежних 47 км. Построен Кирово-Чепецк при слиянии двух самых крупных рек Кировской области - Вятки и Чепцы, на высоком левом берегу, в местности, обязанной своим живописным рельефом Вятскому увалу, широкой полосой холмистых гряд и возвышенностей, пересекающих Кировскую область с севера на юг. Благодаря такому сложному рельефу, городские кварталы в Кирово-Чепецкае то взбираются вверх, то, напротив, спускаются вниз по пологим склонам, а с возвышенных мест, в створах проспектов и улиц, с высоких берегов Вятки и Чепцы открываются невероятной красоты панорамы заречных далей. Необозримые пространства, раскинувшиеся внизу за рекой, в незапамятные времена словно гигантским бульдозером были проутюжены древними ледниками. Границей их максимального продвижения на юг являлась долина реки Чепцы

Бездну времени спустя, таяние этих ледяных исполинов высвободило огромные потоки вод, оставивших неизгладимый след на "архитектуре" местного ландшафта, самым впечатляющим элементом которого является высокий отвесный берег, лежащий в основании Кирово-Чепецка. Изменения в ландшафте происходили и позднее, правда, не столь глобальные - в 1926 году река Вятка изменила свое русло и стала сливаться с Чепцой практически напротив центра города. Прежде реки соединяли свои воды несколько ниже по течению, напротив деревни Деветьяровской (ныне улица Свободы).

Вид, открывающийся со стороны реки на высокие берега, в старом устье Чепцы издавна производил на путешествующих сильнейшее впечатление. Задолго до строительства города, еще в 18 столетии, один из таких путешественников, адьюнкт Академии наук, капитан Николай Петрович Рычков, лицезрея эти нависающие над водной гладью береговые кручи, увидел в них "каменные горы" и даже "горные хребты". Обо всем увиденном он поведал в своих дневниковых записках путешествия по различным провинциям Российского государства (СПБ 1770-1772 г.г. Это было самое первое описание будущей территории Кирово-Чепецка.

Ныне дорога в Кирово-Чепецк лежит не по рекам, а по сухопутью и гостей города встречают уже не высокие берега Вятки и Чепцы, но ажурные мачты труб завода минеральных удобрений...

Однако, это только пролог встречи с Кирово-Чепецком, далее, шоссе ведущее к городу, устремляется сквозь занавес темного хвойного леса, миновав который упирается в многоэтажное здание "на сваях" (своеобразие его заключается еще и в том, что квартиры в нем располагаются на 2-х уровнях, подобно распространенным в Англии многоквартирным домам типа "мезонет").

На фоне внушительного фасада этого здания, в качестве своего рода визитной карточки Кирово-Чепецка, возвышается стела с блистающей серебристым металлом парной скульптурной группы, перед которой установлен опирающийся на хлебный сноп щит. Очевидно, он призван символизировать то, что градообразующее предприятие Кирово-Чепецка не только приложило руку к повышению урожайности мирных нив, но и, в свое время, создавало важнейшие компоненты ядерного и космического щита нашего Отечества. Непосредственно перед стелой шоссе, ведущее в город, раздваивается, образуя начало и конец проходящего по Кирово-Чепецку транспортного кольца, на которое "нанизаны" городские микрорайоны.

В какую бы сторону не лежал путь, меняется только их последовательность: восьмой (Встречный), седьмой (Сосновый), Балезино, Черемушки, Боево, Капустное поле, Южный или наоборот. Путешествие поэтому "золотому кольцу" Кирово-Чепецка представляет собой своеобразный экскурс в историю отечественной послевоенной архитектуры. Усилиями московских, а с 1961 года - ленинградских проектных организаций Кирово-Чепецк застраивался компактными районами, в каждом из которых воплощались самые характерные на тот период времени градостроительные принципы и архитектурные формы. Так, в Балезино доминируют дома, условно именуемые "сталинскими". В Черемушках их сменяют «хрущевки», дельнейшая эволюция которых прослеживается в более новых микрорайонах... Характерная для "старого города" поквартальная планировка, соответственно, уступает место, новомодной в свое время «строчной застройке», чтобы в последствии вновь вернуться к практике создания замкнутых, изолированных двориков, "дружелюбных" к резвящейся детворе...

Не менее занимательное зрелище являет собой также и стилевое разнообразие общественных сооружений Кирово-Чепецка. Например, воплощенный в духе "сталинской архитектуры" неоклассицизм Дворца культуры «Дружба» образует антитезу кубическим формам другому учреждению культуры «Янтарь». А каноническое пятиглавие Всехсвятской церкви противостоит модернистскому облику Церкви Благодати...

Особая статья - самые старые районы города. Это - Чепца, с ее немногими сохранившими практически деревенский облик, избушками и поселок ТЭЦ, где еще можно увидеть останки старых, двухэтажных бревенчатых домов... Те из них, что были построены до войны или сразу после нее, многочисленным обитателям землянок и бараков, наверное, казались сказочными хоромами... Здесь, в старой Чепце и поселке ТЭЦ, корни современного Кирово-Чепецка. Здесь начиналась его история.

Из глубины веков

Самые ранние археологические находки, свидетельствующие о том, что в окрестностях современного Кирово-Чепецка уже в глубокой древности обитали люди, имеют возраст от 8 до 6 тысяч лет. Археологические памятники значительно более позднего времени, обнаруженные как в черте города, так и в его ближайших окрестностях, принадлежат древнему финно-угорскому населению и, по сути своей, отражают различные этапы формирования древнерусского этноса.

Русским, много позже появившимся на берегах Вятки и Чепцы, потомки этого древнего населения были известны как "вотяки" или "отяки" - таким было прежнее, дореволюционное название удмуртов. Об их былом присутствии на этой территории свидетельствует также и местная топонимика - рядом с Кирово-Чепецком существует деревня Вотское, название которой прямо указывает на этническую принадлежность ее изначальных обитателей. Название одного из районов города Балезино унаследовано от деревни, располагавшейся прежде на месте улиц Клубной и Спортивной, определенно восходит к удмуртской топонимике и имеет прямые аналогии среди названий населенных пунктов в современной Удмуртской республике.

Появление русских на этой территории связывают с походами новгородских ушкуйников, основавших на месте захваченного ими в 1181 году Чудь-Болванского городка свой опорный пункт - Никулицин. Оставшееся от него городище находится рядом с деревней Никульчино, расположенной в 6 км западнее Кирово-Чепецка на правом берегу Вятки. Вокруг Никулицина, в радиусе 20 км, археологи обнаружили около 10 поселений, древнейшие из которых относятся к 12 веку. От одного из них, следы которого, скорее всего, были уничтожены позднейшей застройкой в селе Усть-Чепца, сохранилось только кладбище - средневековый Усть-Чепецкий могильник, случайно обнаруженный в 1993 году во время проведения берегоукрепительных работ в районе мемориала "Вечный огонь". В результате проведенных археологических раскопок установлено, что древнерусское поселение, обитатели которого оставили этот могильник, существовало здесь в 12-15 веках. Причем, по мнению исследователей, есть достаточно веские аргументы в пользу предпочтения более ранней датировки. Удалось выяснить также, что местное население в то время было здесь полиэтничным, т.е. смешанным - русско-удмуртским, что лишний раз свидетельствует в пользу мирных отношений между двумя народами. Хорошо известно, что русские первоначально селились здесь деревушками и починками в 1-2 двора, что было бы невозможно во враждебной среде.

Историки порой горько шутят: есть документы - есть история, нет документов - нет истории. Первым в исторических документах в 1510 году был упомянут Чепецкий стан - административное образование, центром которого являлся Усть-Чепецкий погост. Документально зафиксированное существование самого Усть-Чепецкого погоста датируется 1615 годом, когда он впервые был отмечен в дозорной книге вятских городов и уездов князя Звенигородского. Начиная с этого года писцовые книги регулярно отслеживали стремительный рост данного населённого пункта, в 18 столетии превратившемся в село Усть-Чепецкое.

В 18 веке в селе насчитывалось 248 жилых дворов и построена первая каменная церковь (вместо прежних трёх, к тому времени порядком обветшавших). В начале 19 столетия, в 1803 году в Усть-Чепце было 313 дворов и 1506 жителей. Пахотной земли уже на всех не хватало и постепенно село стало терять чисто аграрный характер, становясь крупным, по местным меркам, торгово-промысловым центром, в котором что ни двор - то мастер. Специализировались умельцы на производстве замков и ключей, мебели, изделий из кожи. Многие занимались рыболовством - реки тогда были фантастически богаты рыбой. Особенно высоко ценилась стерлядь. Благодаря ей жители Усть-Чепцы в губернском центре даже получили прозвище "стерлядь чепецкая". Видимо громко расхваливали они свой товар на рынке: "А вот стерлядь чепецкая!", "Кому стерлядь чепецкую?". Так это прозвище и прилипло. Однако, самым главным "бизнес-проектом", принесшим селу заслуженную славу, был промысел по изготовлению тканых наконечников для полотенец и производство крахмала из картофеля. Спрос на тканые изделия чепецких мастериц был очень большим: товар расходился по всему Поволжью и даже вывозился в Москву и Киев! К концу 19 столетия эти промыслы стали угасать, не выдерживая конкуренции с более дешёвыми фабричными изделиями. Но к этому времени Усть-Чепца уже сама вступила в век промышленного производства.

В 1873 году местный крестьянин Яков Бровцын основал в селе спичечную фабрику, скоро ставшую второй в губернии по объёму выпускаемой продукции. Но спичечная фабрика не могла исчерпать все трудовые ресурсы села Усть-Чепецка, и очень многие её жители вынуждены были уходить на заработки, в том числе и далеко за пределы губернии. Это был народ бывалый, мастеровой, предприимчивый, с широким кругозором, высоко ценивший образование - детей в Усть-Чепецке в школу отдавали охотно.

В селе в конце 19 века существовали 3 школы для детей и 2 школы для взрослых! Немного нашлось бы сёл с таким количеством образовательных учреждений, как Усть-Чепца в те годы. Всего в 1876 году в селе насчитывалось 80 дворов и 660 жителей. Внешним обликом сельчане, по свидетельству местного священника, мало напоминали типичных сельских жителей - лаптей здесь почти не носили. Уровень жизни был достаточно высок и, по словам священника, голодом себя жители села не морили. "Пища духовная" тоже была востребована. В 1891 году в Усть-Чепце была открыта первая публичная библиотека, куда в первый же год записалось 114 человек. Позднее открылась ещё и библиотека-читальня. Первая любительская театральная постановка состоялась в 1916 году, а через несколько лет в Усть-Чепце было уже 3 драматических кружка. Вот такой "медвежий угол". Впрочем, какой-либо оторванности от внешнего мира в селе не ощущалось, особенно после того, как было организовано регулярное пароходное сообщение между Вяткой и Слободским, а в Усть-Чепце построили пристань, принадлежавшую товариществу Волжско-Вятского пароходства.

Кстати, уже после революции, в советские годы, в Усть-Чепцу, по воспоминаниям сторожилов, ходил пароход "Герцен", а спустя много лет, в 50-х годах 20 века, местные районные власти выступили с инициативой переименования Кирово-Чепецка в город ... Герцен, в честь известного общественного деятеля, отбывавшего срок своей ссылки в городе Вятке в 1853-1857 г.г.

Но этому проекту, как и другим подобным, не суждено было состояться. Город так и остался Кирово-Чепецком, сохранив в этом имени память об истории своего происхождения. Впрочем, фамилий разного рода общественных деятелей, боровшихся за революционное переустройство общества, в названиях улиц Кирово-Чепецка увековечено немало. Среди них выделяются двое местных уроженцев. Улица Комиссара Утробина названа в честь Николая Васильевича Утробина, инициатора установления Советской власти в Чепецкой волости. Улица Созонтова носит имя активного участника гражданской войны - Андрея Яковлевича Созонтова, впоследствии возглавлявшего военно-инженерную академию им. Куйбышева в Москве. Революция и гражданская война подорвали относительное благополучие Усть-Чепцы. Денежная система страны рухнула, и для жителей села, кормившихся промыслами и работой по найму, это было серьезным ударом. На спичечной фабрике, национализированной в 1917 году, зарплату, например, выдавали спичками.

Гражданская война, к счастью, не опалила эти места, и братоубийственная распря отозвалась местному населению в основном мобилизациями и реквизициями. Для строительства укреплений в прифронтовой полосе выборочной мобилизации подлежали даже подростки и прочий нестроевой люд, а когда колчаковцы взяли Глазов, то жителям Усть-Чепцы пришлось рыть окопы уже на околице родного села...

Начало 20-х годов ознаменовалось для многих жителей Усть-Чепцы подлинной катастрофой. В 1921 году на спичечной фабрике - кормилице вспыхнул пожар. Оставшись без средств к существованию, рабочие решили возродить свою фабрику, для чего им пришлось работать бесплатно, из расчета на будущие заработки. Предприятие, в конечном итоге, удалось восстановить, но проработало оно не долго. "Наверху" было принято решение об укреплении спичечного производства, и фабрику в селе закрыли, а ее оборудование в 1925 году передано на более мощное предприятие в городе Слободском.

Индустриальный «скачок»

В 1924 году, когда еще кипели страсти по поводу дальнейшей судьбы фабрики, жители Усть-Чепцы были возбуждены приездом геологов, подыскивающих место для строительства ГЭС. Тогда вся страна бредила гидроэлектростанциями. Впрочем, сооружение ГЭС - дело очень дорогостоящее, поэтому когда неподалеку были обнаружены большие запасы торфа, был принят альтернативный вариант - строительство ТЭЦ. Предполагалось, что построенная в устье Чепцы электростанция будет ядром будущего мощного промышленного узла, включающего самый большой в стране и даже в Европе бумажный комбинат, льнозавод и другие предприятия. Планировалось строительство современного, удобного и красивого "соцгорода".

Постановлением Совета Народных Комиссаров от 13 июня 1935 года утверждено строительство Кировской ТЭЦ, в августе того же года получившей название Кирово-Чепецкой. С 1938 года в строительстве жилья и объектов социальной инфраструктуры в быстрорастущем поселке активное участие стал принимать новый хозяйствующий субьект - Кирово-Чепецкий химзавод. Появлению этого предприятия предшествовал приказ заместителя министра Наркомата химической промышленности от 27 сентября 1938 года о строительстве в устье Чепцы предприятия по производству фосфора и минеральных удобрений. Тогда еще никто не предполагал, что именно этот вектор развития окажется для будущего города судьбоносным. Поначалу строительство Кирово-Чепецкой ТЭЦ велось далеко не ударными темпами, более того, из-за нехватки финансов его вообще дважды замораживали. По той же причине отказались и от строительства гигантского бумкомбината. Но разразившаяся война внесла свои коррективы. Эвакуированные в Киров оборонные предприятия буквально задыхались от нехватки электроэнергии. Решить все проблемы могло лишь введение в строй новой мощной электростанции - Кирово-Чепецкой. В самые кратчайшие сроки было необходимо построить не только саму ТЭЦ, но и торфопредприятие, а также узкоколейку и временный железнодорожный мост, связывающие эти два объекта.

Первая очередь Кирово-Чепецкой ТЭЦ дала ток 6 ноября 1942 года. Благодаря всё возрастающим поставкам электроэнергии, оборонные предприятия областного центра получили возможность приступить к наращиванию производства военной продукции. У истоков этого потока вооружения, боеприпасов и военной техники, в которых нуждался фронт, был адский по напряжению труд тысяч полуголодных, плохо одетых людей, преимущественно женщин. Острая нехватка рабочей силы заставила привлечь к работам эвакуированных, а также "трудармейцев" - несколько сотен узбеков и туркмен. Кроме того, в конце войны сюда привезли пленных немцев и их союзников - венгров. Немецкие военнопленные были поражены тем, в каких условиях трудились женщины на торфоразработках. "Мы своим фрау ТАК работать никогда бы не позволили" - говорили они охранявшим их солдатам. Но несмотря на тяготы военного времени и то, что многие люди были вынуждены жить в бараках и землянках, жизнь там била ключом - работали детские сады, ясли, клубы... Пережившие то суровое время люди вспоминают не только изнурительный труд, голод и горечь потерь, но и удивительную атмосферу человеческих взаимоотношений, утерянную, по их словам, нынче.

Помимо ТЭЦ, свой вклад в победу внесли и другие предприятия, располагавшиеся на территории нынешнего города. В Чепце шили сапоги, в Северюхах - обмундирование, в Утробино из чугуна отливали корпуса для знаменитых "лимонок" - ручных гранат Ф-1. На Кирово-Чепецком химическом заводе в 1943 году вступили в строй цеха по обжигу известняка и производству карбида кальция, была смонтирована линия по производству боеприпасов.

После войны, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1946 года и приказом министра химической промышленности от 8 октября того же года началось создание на базе Кирово-Чепецкого химзавода крупного промышленного комплекса по атомной тематике, а также - выпуску химической продукции на основе фтора и хлора. В 1947 году сюда приехал Яков Филимонович Терещенко, назначенный директором будущего предприятия. Тогда ещё никто не предполагал, что начинается "золотой век" Кирово-Чепецка, а Терещенко станет самой заметной фигурой в его истории. Если отрешиться от дел сугубо производственных и остановиться лишь на разнообразных аспектах собственно городской жизни, то везде и всюду проявлялись активное созидательное начало, присущее этому человеку. Во времена своих многочисленных командировок по стране Терещенко всегда стремился "высмотреть" что-нибудь такое, что можно бы потом внедрить в "своём" городе. Особенной любовью, конечно же, пользовался город на Неве, в котором прошли его студенческие годы. "Я хочу сделать из Кирово-Чепецка Ленинград", - вот такой была планка его притязаний! Памятником любви директора химзавода к северной столице осталась незавершённая монументальная ограда на проспекте Кирова, колонны которой так и не получили завершения в виде вазонов. Хрущёв как раз в эти годы начал борьбу с "архитектурными излишествами" и прекрасный архитектурный ансамбль, элементом которого должна была стать эта "решётка чепецкого Летнего сада", не состоялся. В своих пристрастиях Терещенко был не одинок, в Кирово-Чепецке проспект Мира, до 1961 года бывший проспектом Сталина, некоторые горожане с теплом именовали "наш маленький Невский". Яков Филимонович мог позволить себе уделять городу столько внимания и сил ещё и потому, что рядом с ним был невероятно талантливый производственник, новатор, масштабная во всех отношениях личность, главный инженер завода Борис Петрович Зверев.

В каком-то смысле Якова Филимоновича действительно можно считать "отцом города". Посёлок ТЭЦ уже в конце 40-х годов исчерпал резервы своего развития, и необходимо было решать вопрос о том, где должно строить новые кварталы будущего города. В отношении местоположения это определились еще до войны, на стадии проектирования бумкомбината, но необходимо было принять волевое решение и взять ответственность на себя, что и было сделано Терещенко на совещании 31 января 1948 года после исторического объезда местности на запряженном в санки коне Листопаде.

Наш менталитет – масштабность и культура

Город рос очень быстро, строившее его Кирово-Чепцкое управление строительства, созданное в 1946 году, очень скоро стало самой мощной строительной структурой области. Со всех концов страны, из крупных промышленных и научных центров на новое, передовое, перспективное и наукоемкое производство ехала будущая элита будущего города. Это были как опытные, состоявшиеся профессионалы, так и молодые специалисты, только что закончившие вузы. Они принесли с собой в маленький поселок ощущение масштабности. Этим людям удалось сформировать в будущем городе адекватную своему уровню культурную среду, соответствовать которой было в высшей степени престижно. Деревенская молодежь, устремившаяся сюда из колхозной нищеты, старалась освоить новые, городские стереотипы поведения и то, что начиналось как подражание, постепенно для многих молодых людей становилось элементом самоутверждения, маркером принадлежности к особой среде, быть частью которой весьма престижно. "Я из Кирово-Чепецка!"- в те времена звучало гордо. Без учета этого элемента ментальности трудно было бы понять очень многое из того, что лежало в основе разнообразных позитивных явлений в городской жизни того времени. Конечно, фактор особых социальных условий тоже играл свою роль. Старинное прозвище местных жителей "стерлядь чепецкая" было уже давно забыто и на смену ему пришло другое, тоже уже забытое, "куркули чепецкие". Однако, только наличием дефицитных товаров на полках местных магазинов нельзя объяснить наблюдавшееся в то время корректное поведение горожан в общественном транспорте, подчас шокировавшее в хорошем смысле слова приезжих.

Стоит отметить, что в 1967 году Кирово-Чепецк занял 2-е место в республиканском конкурсе по чистоте (!), благоустройству и озеленению городской территории. Как бы не велики были заслуги в этом достижении лично Якова Филимоновича Терещенко или первого главы города Ивана Васильевича Потапова нельзя не видеть этом успехе и особого отношения самих горожан к своему городу.

Отличительной чертой жизни Кирово-Чепецка в те годы было повальное увлечение спортом. Яков Филимонович, перед тем как стать химиком, целый год проучился в институте им. Лесгафта и всю жизнь был человеком самозабвенно влюбленным в спорт. В развитие спортивной инфраструктуры вкладывались очень серьезные средства. Без преувеличения можно сказать, что Кирово-Чепецк тогда был подлинной спортивной столицей Кировской области. Да что там области - биатлонная трасса в Перекопе являлась базовой для сборной СССР. Самый первый каток с искусственным льдом тоже был построен в Кирово-Чепецке. Это произошло после того, как в 1967 году Кирово-Чепецкая "Олимпия" стала чемпионом России по хоккею с шайбой. Благодаря самому талантливому игроку той команды Александру Мальцеву, 9-кратному чемпиону мира и 2-кратному Олимпийскому чемпиону, вся страна узнала о Кирово-Чепецке.

Но Александр Мальцев, Иван Бяков, тоже 2-кратный Олимпийский чемпион, только по биатлону, или другие громкие имена, это лишь вершина айсберга. В основании его лежала подлинная массовость физкультурного движения. Для уважающего себя главы семьи выход со всеми домочадцами утром в субботу или воскресенье на лыжню был неукоснительно соблюдаемой священной традицией. В парковой зоне, вдоль лыжни, по распоряжению главного инженера завода Бориса Петровича Зверева были установлены уличные фонари - на тот случай, если кому-то не хватило бы светлого времени суток...

Столь же много внимания уделялось развитию культуры. В 1953 году в Кирово-Чепецке открылась музыкальная школа, одна из самых первых послевоенных в области. Вслед за ней создана первая в области художественная школа и школа искусств. Творческим людям в той атмосфере легко было установить контакт "по интересам", в результате чего в культурной жизни города состоялось множество интереснейших явлений. К примеру, в Кирово-Чепецке сложилась весьма самобытная школа фотографов, объединенных фотоклубом "Двуречье". Неформальным образом участники этого творческого объединения были связаны с талантливым фотохудожником Алексеем Михайловичем Перевощиковым, уроженцем села Усть-Чепца, работы которого с неизменным успехом экспонировались как в стране, так и за рубежом. Заслуженно высокой репутацией пользовались народная киностудия "Звезда" и добившийся звания народного театр "Современник". Все это позволяло Кирово-Чепецку считаться современным, динамичным, ухоженным и спортивным городом. Такие термины как "технополис" и "техноград" тогда еще не были широко распространены, но в свое время Кирово-Чепецк вполне мог бы рассчитывать на подобный титул; он воспринимался как город инженерно - технической элиты, ориентированной на самые передовые инновационные технологии. В качестве памятника былой эпохе преуспевания остались: великолепная школа искусств, художественная школа, музыкальная школ, разнообразные спортивные сооружения, внушительные корпуса зданий ведомственной медицины. Благополучие города совершенно справедливо связывалось с тем исключительным положением, которое занимал Кирово-Чепецкий химкомбинат в советской экономической системе, со всеми вытекающими отсюда привилегиями. С крушением прежней экономической модели для города наступили трудные времена. Адаптация к новым условиям оказалась не безболезненной и сопровождалась ощутимыми потерями, прежде всего демографическими. Город покидает талантливая, перспективная молодежь. Не менее ощутимой потерей явилось давно уже наблюдаемое изживание особой ментальности, присущей в прошлом жителям Кирово-Чепецка. Произошел разрыв культурных традиций и ныне "особость" города осталась лишь преимущественно в настольгических воспоминаниях...

Эпилог

По-прежнему многие горожане связывают свои надежды на лучшую жизнь с тем, что дела на Кирово-Чепецком химкомбинате, где в свое время работал каждый четвертый трудоспособный житель города, пойдут в гору. Исподволь, мало-помалу экономический организм города претерпевает перестройку. Невидимые прежде в тени градообразующего гиганта новые экономические организмы продемонстрировали завидную динамику развития. Особенно впечатляющих успехов на фоне "старых" предприятий добились фирмы, производящие мебель. Кирово-Чепецк уже часто называют не городом химиков, как прежде, а городом мебельщиков. Возможно, что дальнейшее развитие экономической жизни города пойдет по пути нарастания сложности и разнообразия ее форм, способных гибко и адекватно реагировать на вызовы времени. А отблеск прежней славной истории Кирово-Чепецка может и должен послужить стимулом, мобилизующим лучшие профессиональные и душевные качества жителей города на преодоление всех невзгод нашего непростого времени.

Годы становления и развития

(Из воспоминаний директора Каринского торфопредприятия Артемия Логиновича Попкова)

На том месте, где сейчас находится городской микрорайон Каринторф (стал он таковым в 2006г.), почти 60 лет назад был нетронутый сосновый бор. Первые шаги в организации строительства Каринского торфопредприятия относятся к 1932 году. Когда, по рассказам очевидцев, в 1934 году при первом ледоставе волоком, за хвост перетаскивали лошадей через р.Чепцу. А позднее перетаскивали по льду и элеваторные машины, и локомобили для организации добычи торфа. Дальше по пойме их тащили на 2-й участок тракторами. Зима 1941-42 годов была очень суровой. Трудились день и ночь. Но шла война - нужно было топливо, а значит и победа.

Строительство велось не скоро, вначале были построены подсобные предприятия - лесозавод и кирпичный завод. На бывшем первом поселке построены 5 рубленых бараков.

Оживилось строительство Каринского торфопредприятия в 1941 году, поскольку создавалась топливная база для Кирово-Чепецкой ТЭЦ-3. Строительство её форсировали для обеспечения электроэнергией эвакуированных в Киров промышленных предприятий, работающих на оборону (Киров не располагал мощными электростанциями. Самая большая была ТЭЦ-1 на 10 тыс.квт.)

Для нормальной работы нужно было построить также железную дорогу, мост через р.Чепцу, линию железной дороги от 2-го поселка до ТЭЦ-3 протяженностью в 22 км., подготовить поля добычи, построить минимум жилья и бытовых объектов. Это большие объемы даже для теперешнего времени, а учитывая войну, отсутствие механизации - тем более. Техническая оснащенность также была слабая. Было всего 2 паровых экскаватора, 1 трактор, 2 автомашины, 1 паровоз, 1 мотовоз и катер. И полное бездорожье. Это еще более усложняло дело.

Несмотря на эти трудности и лишения, благодаря героическому труду строителей задача была решена. Мост и железная дорога построены. Предприятие подготовило поля и уже в 1942 году первые 14,7 тыс.тонн кускового торфа выданы элеваторными машинами и 1,3 тыс.тонн фрезерного торфа, добытого тачанками. Первый состав с торфом отправлен на ТЭЦ-3 14 декабря 1942 года, вели его машинисты Егорченко и Кучер. Это была большая победа и большой праздник для строителей и работников предприятия. Путь для торфа был открыт, станция к этому времени также была пущена.

Огромный вклад в дело обороны дали толчок и развитию поселка торфяников. Построена каменная баня на 2-м поселке, на центральном - магазин, детсад № 1, на 1-м поселке 6 досчатых засыпных бараков. А вот имена участников героического времени тех лет: Самбор А.К. - мастер пути, Рубцов - мастер пути, Дубравин - капитан катера, Белослудцев Н.Я. - директор кирпичного завода и сотни других. Руководили строительством главный инженер Голубев А.А, мастер Ступин К.А. На строительстве моста трудились направленные по решению обкома партии 200 человек из Кировской области из трудармии, на строительстве железной дороги и на добыче торфа работали мобилизованные трудармейцы из Средней Азии.

За успешное окончание строительства моста и железной дороги министерство электрофикации наградило группу рабочих значком "Отличник соцсоревнования Министерства электростанций", а прораб строительства моста Ступин К.А. награжден медалью "За доблестный труд".

Станция расширялась и требовала топлива. Решить задачу увеличения добычи торфа в то время можно было только способом гидроторфа. Это стало главной задачей коллектива предприятия. А строители должны были подготовить 500 га полей разлива, дать водоснабжение, построить железнодорожные пути на 3-й поселок, построить жилье для добытчиков торфа. В короткий срок героическим трудом строителей и работников торфопредприятия задача была решена. Только в 1943 году было добыто 184 тыс.тонн торфа. Работу возглавили тогда главный инженер предприятия Шпицмахер О.А., механик Морозов Д.И., энергетик Савинов Н. Н., механик Колбас Д.П., слесарь Тимшин П.В., электрик Родыгин А.В., бригадир такелажных работ Рашитова Якуб, мастера такелажных работ Просвирнин М. и Чечуров А. А.

Первыми машинистами формующих гусениц были Кравчук Афонасий, Елькин Алексей. На добыче и сушке гидроторфа работали женщины, мобилизованные из Башкирии, Татарии, на добыче фрезера - женщины из Мордовии, на подготовке полей - женщины из Тамбовской области и мужчины из Средней Азии.

В 1943 году для размещения сезонных рабочих (а их было до 3 тысяч человек, вместе со строителями - до 4-х тысяч) были построены временные дощатые бараки на 2-м поселке, 8 бараков "ташкентского типа" на 3-м посёлке и 24 барака со столовой - на центральном. Все были оборудованы 2-этажными нарами, как в поезде. Сейчас этих бараков нет, их снесли. Для ремонта паровозов было построено каменное депо. Построены разъезды на Пойме, 2-м и 3-м посёлках, высоковольтная линия ТЭЦ-3 - Каринка и подстанция (пока деревянная). Все поселки получили электроэнергию. Для снабжения станции заготовлялись и поставлялись дрова. Работало на подвозке дров до 1000 лошадей из колхозов Кировской области.

Период 1944-1949 годов был периодом развития гидроторфа, механизации разлива и сушки, расширения добычи фрезерного торфа. Решались вопросы строительства жилья, культурно-бытовых объектов на поселке, ремонтной базы торфопредприятия, механизации погрузки и переукладки временных путей.

За период 1944 по 1949 годы построено 11182 кв.м. жилья на центральном, 2-м и 3-м посёлках. Появились детские сады и ясли на всех поселках.

К концу 1949 года добыча торфа поднялась до 350 тыс.тонн. На погрузке торфа появился первый погрузочный кран, первыми его машинистами были Романова и Долгоаршинных (позднее Маслова). На погрузке фрезторфа была применена машина УМК, первый машинист Лукьянов. Но она больше ломалась, чем грузила, потому погрузка торфа до получения кранов производилась корзинами. Грузили 400-500 тонн в сутки. На этой операции и на переноске путей было занято до 500 человек.

Период с 1950 г. по 1956 г. можно назвать периодом реконструкции предприятия, периодом механизации трудоемких работ и резкого повышения производительности труда и снижения себестоимости, повышения культуры производства. Предприятию потребовалось 3 года, чтобы проделать большую работу по подготовке на полях разлива 1000 гектар полей добычи фрезерного торфа. Подготовить сотни машинистов по добыче фрезерного торфа.

В 1955 г., добыв 620 тыс. тонн, предприятие достигает своей проектной мощности. А коллектив, идя в ногу с жизнью, ранее других вводит поточно-узловой метод. Зародилось движение работать в "один наряд" (инициаторами его были машинисты Смышляев Е.В. и Чернышев П.И.).

С 1958 года предприятие прекращает завоз сезонных рабочих и переходит на постоянные кадры. Этому способствует и массовое обучение рабочих смежным профессиям.

С 1959 года предприятие борется за звание "Предприятие коммунистического труда и быта". Многое сделано для улучшения быта трудящихся и повышения культуры производства. Построен цех для ремонта крупногабаритных машин с раздевалкой и душевой, новая котельная на фрезерном торфе. Реконструированы теплосети, строилось жилье. Построен за счет фонда предприятия пионерский лагерь на 250 мест в смену, оборудована механизированная прачечная, проводятся большие работы по улучшению водоснабжения поселка.

В 1992 г. предприятие имело одну среднюю школу, две начальных, вечернюю школу, больницу на 75 коек, 4 детских сада, филиал музыкальной школы, клуб. Жилой фонд поселков 25 000 кв. м., в том числе с центральным отоплением 6786 кв.м.

К этому времени добыто 12 млн.тонн торфа; от снижения себестоимости получено 2326 тыс.руб. экономии (на эти деньги можно построить предприятие мощностью добычи торфа 200 тыс.тонн в год). Производительность труда против 1942 года поднялась в 38 раз.

За выслугу лет и успешное выполнение планов награждены правительственными наградами: орденом "Знак почета" машинист экскаватора Белорыбкин Н.Н., мастер Акоенов И.Д. и Кравчук А.С.; медалью за "Трудовую доблесть" Сухарев П. К.; медалью за "Трудовое отличие" - Ворончихин И.Ф., Родыгин А.В., Саитов В.К., Тимшин П.В., Шихалеев Ф.Ф.

Поселки наши живут, на место уходящих на заслуженный отдых ветеранов приходит молодежь – их сыновья и дочери. По разведочным данным запасов торфа хватит еще на 12-15 лет. Дело найдется всем.

Владимир Северюхин.

Из книги «Кирово-Чепецк – от прошлого к будущему»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie